Инфографика глазами художника

6 правил для журналиста, продюсера и редактора
Инфографика, которую построил ты
Знакома ситуация, когда на планёрке-ретроспективе один заказ команда оценивает удачным, а другой не выдерживает никакой критики? В одном случае мы успеваем сделать качественный эфирный продукт, в другом — результат посредственный и сопровождается чередой взаимных претензий.

Факторов много, но чаще других на результат критически влияют: время, опыт работы с инфографикой и мотивация заказчика.
Телевизионный эфир — это информационный конвейер, на котором новость «устаревает» за считанные часы, поэтому эфирный продакшн работает в условиях цейтнота. Совместно с авторами мы вынуждены искать оптимальное визуальное решение.
Текст ниже — для коллег по эфиру. Это мой личный двадцатилетний опыт работы в роли художника, сценариста и автора телевизионной инфографики. У нас в «‎Нужна графика» есть шесть правил, которые позволят избежать грубых ошибок, найти компромиссное графическое решение для всех участников, и, главное, добиться инфографического эффекта.
ПРАВИЛО 1
Ответьте: зачем вам инфографика?
Это главный вопрос. Отвечая на него, мы должны оценить ценность задачи. Что мы хотим видеть в результате и какую именно мысль «перекрыть» инфографикой?
Например, сравнить в динамике показатели производства стали в Липецкой области, дать портрет среднестатического посетителя сетевой заведения общепита или объяснить зрителю состав и геоэкономический потенциал группы стран BRICS.
Очевидно, что таких идеальных ситуаций не бывает. Как правило, сюжет включает в себя несколько тем, у каждой из которых своя задача. Однако в том или ином виде мы можем любую задачу обобщить до одного выражения — кодового слова, которое передает главную мысль, а инфографика должна помочь это сделать.

Типы сценариев инфографики — очень популярная тема. Ей занимаются современные практики сторителлинга и дата-визуализации (Н. Дуартэ, Д. Маккэндлесс, А. Богачев). Этому термину посвящены многочисленные книги, выступления на TED и визуальные схемы. Все они сводятся к тому, что нам нужен главный объект — центр композиции.

С ним могут происходить изменения в пространстве и во времени. Мы можем начинать рассказ с обобщения или, наоборот, провести линию рассуждения от частного к общему. Мы с коллегами собрали наиболее популярные сценарии в таблицу-каталог с возможностью фильтровать архив наших лучших работ. Чёткая формулировка задачи, которую мы ставим пред инфографикой, помогает выбрать подходящий идеальный образ. Причем это можно сделать и в начале работы над сценарием (сюжетом) и в конце, когда текст уже готов.
ПРАВИЛО 2
Соедините две части пазла: сценарий текстовый и сценарий визуальный
Пример 1
В качестве примера возьмём закадровый текст одного из эфирных сюжетов.
«Ну вот шутки шутками, но наша страна для Голливуда – один из основных рынков сбыта. В компании Комскод подсчитали: в прошлом (замечу, коронавирусном) году фабрика грез заработала в России 600 миллионов долларов, это почти 3% рынка. Неужели от него надолго откажутся?»
Допустим, мы сначала его подготовили, а потом поняли, что должны «перекрыть» графикой. Как можно действовать, когда нет времени искать дополнительный материал, а хронометраж сюжета ограничен 15−20 секундами.

1. Мы разделяем текст на блоки или отдельные предложения — те, которые легче других перевести в визуальные образы. Остальные пока пропускаем, вы сможете вернуться к ним потом. У нас получилось два образа. Я выделил их маркером желтого и зеленого цвета. Рынок РФ — можно показать на карте мира, обозначив территорию России, и отметив на карте Голливуд. Так мы помогаем зрителю привязаться к тематике новости.
2. Второй тезис превращаем в круговую диаграмму (пай-чарт) и сделаем акцент на нужной нам величине.
Используя единую цветовую палитру, мы можем добиться плавного логического перехода от одного слайда к другому. За ограниченное время в нашем распоряжение элементы графики, которые легко шаблонизируются и иллюстрируют закадровый текст. Дальнейшие развитие и улучшение этой базовой идеи — уже вопрос свободного времени специалистов и стратегии проекта.

Пример 2
В процессе разработки художественного образа можно кардинально изменить визуальное решение. Так произошло со следующим заказов. Обладая необходимым данными, автор планировал на карте построить сеть центров маятниковой миграции в Москве и пригородах.
Проанализировав данные, мы поняли, что оригинальные данных неполные, и мы не можем корректно «привязать» центры миграции (центр, периферия, область) к географической основе. Тогда мы заменили карту на аллювиальную диаграмму.
ПРАВИЛО 3
Пользуйтесь достоверными данными из надежных источников
Очевидное правило, которое нужно держать в голове. Во-первых, официальный источник позволяет автору перепроверить первоначальную гипотезу, упрощает выбор визуального образа.
Совет
Будет трудно построить график динамики какого-нибудь параметра, если у вас есть только данные на начало и конец нужного периода, но всегда можно сравнить их в формате «было-стало».
Во-вторых, работа с источниками — лучший способ подкреплять графику количественной информацией. Статистика — самый объективный и универсальный способ объяснить или доказать рабочий тезис. Источник повышает доверие к материалу, потому что всегда можно проверить заявленный тезис. Наконец, источник снимает с вас часть ответственности в том случае, когда материал показать нужно, но есть вопросы к тематике и достоверности фактов.
ПРАВИЛО 4
Сценарий надо проверить. Проверка — это поиск ошибки
Что проверяем:
  • Всю количественную информацию
  • Корректность формулировок и терминов
  • Логику визуального ряда

Пропущенные ошибки на начальном этапе обязательно напомнят о себе на этапе визуализации. Уточняя отдельные факты, мы подробнее разрабатываем сюжет. Иногда проверка одного-двух фактов позволяет нам упростить весь сценарий.

Пример
Вы хотите построить график, но в корпоративном отраслевом отчете указаны неточные цифры: процент от общего значения, которое и так всем известно, поэтому сама цифра отсутствует. Либо в оригинальном источнике использовали приблизительное значение («около 250»), которое не подходит для построения точного графика. Идеальное решение в этом случае — это отказаться от графика, и разместить нужные цифры в кадре, используя другие графические шаблоны (схему или таблицу).
Совет
Намного полезнее для художника и для самого автора получить поэтапное описание действий, которые происходят с объектами и персонажами сценария, нежели описание (иногда весьма эмоциональное) того, как надо анимировать. Так можно избежать ошибок в анимации.
Если мы тщательно работаем с исходным материалом, нам проще выстроить логику повествования и перейти на язык образов. Чем больше автор «покопался» в теме, тем эффективнее будет диалог с художником.

Пример 1

Заголовок: Маршруты прибытия иностранных наемников на Украину

Разместить на карте мелким шрифтом источник: t.me/RYBAR

1) На 2 сек. показать Львов, Варшава, Краков

2) С 4 сек. по 6 сек.  стрелками зажигающимися и пропадающими показать приблизительное перемещение наемников, при этом прорисовать основные трассы ведущие из Варшавы и Кракова во Львов

3) На 9-й сек. сдвинуть карту в левую часть так, чтобы освободилось с правой стороны место для врезки, на 9 или 10 сек. вылететь врезкой с фото Рыбаря из Львова 

Соседние страны в кадре тоже подписать.

В этом примере заказчик описал действия с элементами карты. Подсказки помогут художнику и картографу правильно составить карту и подготовить анимацию. Рассмотрим другой пример.

Пример 2

Слайд 1. Чехия в ловушке

Карта Европы. Обозначить Россию и показать картинку овчарки. Украину – и рядом картинку шпица, отдельно обозначить Чехию.

Слайд 2.1 Снова Речь Посполитая?

Слайд 2.2 Вышеградская четверка. Польша, Чехия, Венгрия, Словакия.

Слайд 3.1 Варшавский сговор?

Слайд 3.2 Портрет  Петра Фиалы, главы чешского правительства.

В этом заказе проблему, заявленную в заголовке, исходный материал и описание заказа не раскрывают. Они дают чрезмерно эмоциональную трактовку. Набор карт объясняет только географию. К сожалению, этого недостаточно. Текст не согласуется с темой.

Самый сложный вид проверки — сопоставить, насколько собранная информация импортируется в визуальные образы. Наша цель — гармоничный визуальный ряд, который упростит знакомство зрителя с ключевыми фактами.

У авторов преобладают два ошибочных подхода. 

Первый ошибочный подход
Рисовать — это задача художника. Поэтому автор оставляет все на усмотрение последнего. Изъян подхода в том, что художник не знает особенностей информации, которую должен визуализировать, поэтому ему нужна помощь.

Второй ошибочный подход
Нарисовать самому. Автор из самых лучших побуждений начинает описывать подробно то, как художнику нужно нарисовать и анимировать. За подробным объяснением деталей теряется акцент на ключевые факты. Идеальный результат проверки визуального ряда — это раскадровка. В этом случае все ключевые факты будут совмещены с образами без потери сюжетной линии.
Совет
Художник эффективно справится с задачей самостоятельно, если поймет кодовое слово. Например, сравнить и сделать акцент на том, что рост составил 700%, скорость движения повысилась на 10% после запуска новой полосы на автомагистрали, показать зависимость траектории движения зоны осадков через Московский регион и изменение цен на такси т.п.
ПРАВИЛО 5
Ведите диалог с художником. Успех или неудача — это выбор автора
Автору и художнику бывает непросто найти общий язык. Автору кажется, что он все объяснил, а художнику, что ему ничего не хотят объяснять.

Потратьте время на подробный сценарий, поиск похожих работ и ссылки на тематику сюжета/проекта/сценария. Так будет проще начать обсуждение с художником. Иначе может так получиться, что художественные решения, которые автору кажутся очевидными, будут непонятными художнику. Или он пренебрежет ими как несущественными.
Совет
Проблема решается сценарием и диалогом. Не стесняйтесь визуализировать свою идею! Используйте эскиз или ссылки на другие ресурсы, а если есть раскадровка, то, безусловно, опирайтесь на нее. Качество рисунка не имеет значение, важна вовлеченность в процесс. В условиях цейтнота нет время на проверку черновой версии, но попросить эскиз графики, если у вас есть в запасе несколько часов — это отличная идея. Возьмите на себя роль фасилитатора.
Диалог — это способ подчеркнуть, что ответственность за результат лежит и на заказчике, и на исполнителе. Приложив усилия, автор может сформировать с художником мини-команду, совместно работающую над созданием инфографики. Эта связь — отличный задел на будущее.
ПРАВИЛО 6
Принимайте художественный вызов!
Если автор радеет за результат, он обязательно начнет спорить с художником. Спорьте по сути сценария, а «креатив» оставьте художнику!

В больших и долгосрочных проектах вы скорее всего не столкнетесь с такой проблемой, но любой разовый проект включает выбор художественного стиля. Здесь на помощь приходит предыдущее правило. Хорошая ссылка поможет выбрать стиль будущей инфографики, стать мотивом для художника. А если художественный стиль выбран, то важно фокусировать внимание на деталях.

Классический вопрос заказчика: «Вы иконку нарисовать не можете?» намного сложнее, чем может показаться. Инфографику формируют художественные нюансы: иконографика, элементы оформления и анимационные приемы. Художественный стиль утверждается уже на этапе поиска источников и выбора темы.

Серьезная тематика требует строгого минималистического оформления и лаконичной анимации. Необходимо уделять внимание не только цвету и верстке, но даже модели транспортного средства, которое мы используем в кадре. Наоборот, в простом бытовом сюжете приветствуется артистичность анимации и стиля.
Совет
Даже для проекта из 3−5 серий повторяющихся работ стоит озаботиться библиотекой пиктограмм и основных элементов, разработать цветовую палитру. Для крупного проекта это будет отдельная полноценная графика, которая в будущем решит многие проблемы и ускорит время производства.
В качестве резюме
1
Четкая цель графики и оригинальная статистика помогают создать сбалансированный сценарий даже в условиях нехватки времени. Сценарий нужно и можно «разбирать» на образы, держа в уме цель. Тогда выбор художественного стиля и всех
2
Шесть правил — только каркас. Адаптируйте его под себя, дополняйте своими собственными правилами.
3
В условиях эфирного заказа все правила сложно соблюсти полностью в указанной последовательности. Однако даже регулярное использование одного из них даст ощутимый результат.
Материалы, которые помогут подробнее исследовать тему инфографики и визуализации
Литература:
Хрестоматия о визуализации количественной информации. Э. Таффти
Инфографика. Д. Маккендлесс
Изобразительная статистика. Венский метод. И. Иваницкий
Slide:ology. Искусство создания выдающихся презентаций | Нэнси Дуарте
Ты посмотрел сюда. Теперь сюда.| Лебедев Павел
Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям | Желязны Джин
Хорошая, плохая, продающая. Мастерство презентации 2.0 | А. Каптерева

Презентации:
Секреты презентаций. Н. Дуартэ
Принципы сторителлинга для PowerPoint. Автор David JP Phillips
Принципы сторителлинга для выступлений. Работа с аудиторией. Автор David JP Phillips
Инфографика и визуализация. «Увидел и понял». А. Скворцов. Ментор и коуч Сбербанка
Илья Попов
Руководитель отдела картографии и инфографики, кандидат географических наук